Любимый Отскочек

У самой границы Липецкой и Воронежской губерний расположилась обычная русская деревенька, каких на Руси великое множество. И всё же есть что-то в этом селении особенное, магическое, заставляющее вновь и вновь возвращаться домой людей, казалось бы, навсегда покинувших свою малую Родину. Среди местных сторожил бытует версия о названии нашего села Петром Великим . Якобы в те далекие времена по Воронежскому тракту проезжал Петр со своей свитой. Ему пришлось сделать вынужденную остановку в селе Конь – Колодезь ( царский конь повредил ногу) У царя было время осмотреться, пока ему приготовят следующего скакуна . Залюбовавшись окрестностями, Петр взглянул на селение, которое причудливо примостилось на возвышенности правого берега реки Дон . Со стороны казалось, что селение как бы отскочило в сторону от основной дороги и всего остального мира . Петр воскликнул : «А что это за отскочек?» Что ответили на вопрос царя его приближенные – легенда умалчивает, только селеньице- то, с тех пор прозвали Отскочное . Красиво, не правда ли ? О том , что легенда о селе может быть правдивой, служит тот факт, что в 1699 году сам царь действительно посещал эти места в сопровождении Н. А. Сенявина. С целью исследования новой более короткой дороги на Воронеж . Существует также легенда о том, что именно отскоченские рыбаки в это время доставили к царскому столу речную рыбу .На вопрос Петра : « Что это за изумительная рыба ?» -прозвучал ответ: « Сия рыба именуется в народе Бирюк, Государь» . Известно, что Петр остался очень доволен угощением . В последствии рыба из наших мест не раз доставлялась к царскому Именно здесь, на этом месте, наши предки когда-то построили свой первый дом . У названия « Отскочное» интересная история. Само село появилось не позднее 1670 года. В словаре Даля дается такое объяснение слова: « Отскочное – изба на отскочке, на отшибе, в стороне». Говорят, давным – давно, когда еще живы были бабушки наших прабабушек, жили в Доно- Негачевке две семьи, два брата . Оба были крепкими хозяйственными мужиками. днажды братья крепко повздорили и тогда один брат поднялся с нажитого места и обосновался на новой территории . В народе стали говорить, что брат отскочил от брата. Постепенно это селение стало разрастаться и появилось село Отскочное . Если вам удастся побывать в наших местах, то обязательно можете услышать одну из легенд об основании села, причём каждый селянин с гордостью будет отстаивать свою версию, намекая на то, что именно ему известно всё о своей малой родине. Да, и не в коем случае не называйте наше село деревней – старожилы обидятся. Ведь испокон веков в селе на самом видном месте стояла церковь, правда находится она сейчас в плачевном состоянии. В Липецкой энциклопедии говориться, что село основали переселенцы из уже существующего тогда села Отскочное, которое ныне находится в Краснинском районе. Крестьяне, переходившие на новые места, новостроенные церкви обычно освящали в честь тех же святых , что и на прежнем месте. В Отскочном церковь получила название в честь Михаила – Архангела . Она появилась здесь в конце 17 века. Кирпич для ее постройки, как говорят старожилы, был местного производства . Его называли пяточным. Такое забавное название он получил из-за процесса своего изготовления ,ведь глину для кирпича толкли ногами и только потом укладывали ее в форму, сушили и обжигали в специальных ямах. Вообще, Отскочное в то время было богатым на строительные материалы . Здесь же в карьерах добывали специальный ноздреватый камень, из которого затем строили дома. Из местного же извястняка строили мельницы, всего их насчитывалось восемь - шесть ветряных и две водяные. С раннего утра в селе слышался скрип мельничных жерновов. Мальчишки шумной стайкой играли невдалеке, чтобы по окончании работы подгрести остатки муки, просыпавшейся возле мельницы. Магазинов раньше не было, но торговля, тем не менее, существовала. Как же без нее? В Отскочном работали сразу две лавки . Ассортимент товаров в то время ограничивался предметами домашней утвари , конской сбруей , кузнечными изделиями, калачами , конфетами и сахаром . Все это доставлялось из Воронежа в обмен на пшеницу, овес, семечки и горох . Были в селе мастера, которые самолично изготавливали кадушки, плели лапти , корзины, люльки , шили одежду , используя для этого коноплю и шерсть. Коноплю сажали почти в каждом огороде. Приходил срок , и женщины собирали ее , чесали, мыли, пряли, ткали , и только потом шили одежду. А из овечьей шерсти отскоченские рукодельницы ткали верхние юбки, вязали носки и рукавички. Потом многие из них меняли все эти красивые добротные вещи на кусок хлеба, тем самым спасая своих детей от голодной смерти . До революции 17 года отскоченские крестьяне, как и тысячи других крестьян по всей России, страдали от малоземелья , платили огромные выкупы и потихоньку разорялись . Постоянная нужда, многочисленные долги гнали крестьян на поиски заработков. Мужики из Отскочного каждую зиму уходили на шахты в надежде заработать лишний рубль. Село в это время заметно пустело ,ведь тогда не было ни клубов, ни библиотек. 83% процента населения считалось неграмотным. И только в 1892 году в селе открылась первая церковноприходская школа, в которой был всего один класс .

 

Антинаркотический месячник  "Вместе против наркотиков"

 

Новости
Погода



Создание сайта MaximaL IT